До начала учебного года осталось...

Самостоятельные дети с неба не падают!

Владимир Казанцев,
кандидат психологических наук
Самостоятельные дети с неба не падают!

В отношениях с ребенком нужно видеть дальнюю перспективу, а мы все стремимся разрешить сиюминутно
Сентябрь – время, когда мы вдруг вспоминаем, что дети должны быть самостоятельными. Они снова пошли кто в сад, кто в школу, кто в университет, а к нам вернулись заботы: напомнить, проверить, распорядиться. Сами-то ничего не могут! Ах, как повезло тем, у кого дети ответственные! Почему у нас не так?
А потому что при ближайшем рассмотрении это не так-то уж удобно – независимый, принимающий решения ребенок.
Во-первых, он непослушный. Вредный даже – еще с малых лет. Вы нажали вместо трехлетки кнопку лифта – рев! Помогли застегнуть ботинки – смертельная обида! Вот он проявил инициативу, сам оделся на улицу – носки разные, брюки задом наперед – и что? Так с ребенком никто не выйдет, а значит, ор.
Гораздо лучше, если ребенок одевается под команды: колготки вот эти, одну ногу, другую, теперь штаны. Мы хвалим ребенка, он все сделал, как мы велели. Постепенно он научится делать, как мама учила. И будет самостоятельный. Это мы так думаем. Но вот ему 15 лет, а он без пинка не то что за уроки – умываться не идет. А ведь тысячи дней, тысячи раз…
На недавнем семинаре мать семилетнего сына и четырнадцатилетней дочери жаловалась на старшую: несамостоятельная! «Я ей все расписала, когда играть, чем кормить, во сколько и чтобы сразу посуду убирала. А как-то пришла домой пораньше, а посуда немытая и все не по часам у нее». То есть обычно мама приходит, и все в порядке, а тут она застала дочь врасплох, та, оказывается, не делает «как я сказала»! Хотя девочка остается за старшего в полном смысле этого слова и действительно справляется.
Всем бы такие проблемы. Есть дети, которых и заставить-то невозможно хоть чашку помыть, хоть будильник поставить, хоть в кружок идти. Да что там, в магазин пришли: что тебе купить? А ничего. Давай эту сумку? Давай.
И это во-вторых: у самостоятельного всегда много желаний, просьб, планов, замыслов. Даже чересчур. Опять же с раннего возраста. Он так сильно захотел игрушку, что начинает трясти маму за юбку, просить, кричать, объяснять. Ну разве можно идти на поводу, так он на шею сядет – и не покупаем. Или покупаем другую, что еще горше. «Я хочу» в расчет не берется, и просьб все меньше. Наконец наступает ваш черед возмущаться: вы ему купили коньки, а он только кивнул и отложил коробку в сторону!
В общем, самостоятельные дети с неба не падают. Это надо уметь дожидаться – а сплошь и рядом родительское нетерпение. Уметь прикинуть перспективу – а нам бы все разрулить сиюминутно. Поменьше вмешиваться. Не подменять его действия своими. И, знаете, лениться. Я заметил, что активные, бойкие мамы, как правило, до добра не доводят…

Комментарии