До начала учебного года осталось...

Открытое письмо родителям

«Мы человеку подарили мир, мы миру подарили человека!» – такими или похожими словами можно передать ощущения родителей при рождении ребенка.


Но проходит время, и в суете будней как-то очень быстро забываются и тот окрыляющий восторг, и та искренняя радость, и то предвкушение чуда, к сотворению которого мы были причастны.
Да и ребенок с возрастом уже мало напоминает ангелочка, которым все умилялись и восхищались, и уставшим озабоченным родителям хочется передышки…
Порой кажется, что если бы было место, где дети могли бы самостоятельно вырасти, то многие родители согласились бы их туда определить. В реальности есть ясли и детские сады (причем некоторые с круглосуточным пребыванием), школы с продленкой и шестым днем. Ура!
Родители нам говорят: «Наше дело – родить, а вот воспитывать должны воспитатели, и мы здесь ни при чем!»
И уже не семья, а учреждения образования объявляются ответственными за воспитание ребенка! Школы отчитываются за профилактику правонарушений, учитель может получить выговор или штраф за «нерадивого» ученика, а родители – ни при чем! Вернее, у них есть «смягчающие обстоятельства»: на детей влияют телевидение, интернет, улица!..
А кто включил кнопку телевизора? Кто научил играть на компьютере? И на улице ведь тоже дети, только чьих-то других родителей…
Разве на уроках учителя учат детей сквернословить? Или в школе ученик видит учителя в неподобающем виде, а на экзаменах проверяется умение брать чужое или обманывать?
Но «хорошие» родители считают, что всеми этими СОПами пусть занимается школа. А ведь семьи, оказавшиеся в опасном положении, появились не вдруг и не сегодня. И у них есть родственники, соседи, сослуживцы, которые тихо и спокойно наблюдают до тех пор, когда от беды уже не спрячешься. Но при этом «школа не досмотрела»!
Тогда в чем же «хорошесть» таких родителей? Неужели в их слепоте? Ведь завтра их собственный «благополучный» ребенок столкнется с «неблагополучным». И даже если всех учителей сочтут виновными, разве станет от этого пострадавшему легче?
Если спросить у родителей, каким должен быть учитель, то услышишь: добрым, внимательным, доброжелательным, чутким, отзывчивым, понимающим, увлеченным, справедливым, ответственным, компетентным, образованным, требовательным, творческим, высоконравственным, глубокодуховным…
«Как же? – скажут нам. – Учитель ведь работает с детьми, а дети – это святое!» Все правильно. Только учитель действительно с ними РАБОТАЕТ, причем временно, а родители ЖИВУТ и растят их так, чтобы быть с ними всю свою жизнь… То есть по логике вышеобозначенный список качеств у них также непременно должен присутствовать, не так ли?
«Да нет же, – говорят родители. – Мы так, по-простому, как умеем, как получится, мы же обыкновенные…»
Позвольте, а учителя кто? Откуда нужно брать «необыкновенных»? И если вдруг найдешь, то как тогда должен оцениваться такой труд?
Да, учитель – это особая профессия. Но выполнить возложенную на него миссию можно только в сотрудничестве с родителями. Школа – это не камера хранения, куда можно сдать ребенка, чтобы через 11 лет получить умного, воспитанного, самостоятельного, трудолюбивого молодого человека. По мнению родителей, все это должен организовать один учитель, а их роль будет заключаться в пристальном наблюдении и строгом контроле.
Так не бывает. И не должно быть. Если «дети – это святое», то такой девиз должен касаться всех заинтересованных, и в первую очередь – родителей. И уже тогда мы все вместе, не ангелы, а обычные люди, пусть со своими слабостями и недостатками, но любящие и уважающие ребенка, будем по мере сил помогать взрослеть нашим детям. Семья и школа. Рука в руке.

С.И. Гин,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры акмеологии
Гомельского областного института
развития образования
Опубликовано: Гин, С. И. Открытое письмо родителям / С. И. Гин // Классный руководитель. – 2014. – № 2.
Текст приводится в сокращении.

Комментарии